расстояние можно многими способами, в том числе и используемыми в навигации. Но вполне приемлем просто точный хронометраж времени движения, а затем умножение его на скорость группы. Измерять реальную скорость движения нужно каждый день, так как меняется и характер пути, и вес рюкзаков. Наша группа, пересекая барханы, проходила за 10 минут от 420 до 670 метров, в основном скорость зависела от высоты барханов, и в меньшей степени от веса рюкзаков.
8 день (5 января 1986 года)
Подъем в 8-00, выход в 9-00. Вес рюкзаков значительно уменьшился, выпито по 3,5 литра воды на человека, а съедено по 1,3 кг. Да и от лишних запасов бензина мы избавились, оставили 5 литр НЗ. День пасмурный, облачность принес северо-восточный ветер, довольно прохладно, особенно когда стоишь на ветру. Идем легко, дополнительные силы придает сознание, что с сегодняшнего дня наш путь лежит на юг к хребту Большой Балхан. Пустыня в этой части даже для сбора дров не посещается. После второй ночевки без печки появились первые жертвы простуды, у Позднеевой Ольги пропал голос, у многих появился насморк. Уже не редкость дюны совсем киношного типа с перевеянным песком. Саксаул еще раз удивил нас. Первый раз, когда мы узнали, что это отличные дрова, а сейчас, когда мы увидели, что это оказывается дерево, хоть и не очень высокое, но с мощным стволом (кстати, саксаул охраняется законом и рубка живых деревьев запрещена). За одним из барханов натыкаемся на зайца, дальше еще неоднократно будут такие встречи. Этот зверек в пустыне живет в норках, из врагов имеет только лисицу, какой-то среднеазиатской разновидности, а человека почти не боится. Кроме зайцев в песках Чиль-Мамед-Кум обычны песчаные куропатки, а в теплые дни большие жуки чернотелки. Другой живности, которой судя по обилию нор и норок здесь очень много, в зимнее время увидеть невозможно, она спит (к нашему большому удовольствию). Изредка попадаются барханы уже фантастической высоты - 60 метров и более. Если приходится штурмовать такой бархан в центральной, наиболее крутой части, то такое восхождение занимает не меньше 10 минут, и забравшись наверх приходится делать привал. Во второй половине дня такие исполины начинают встречаться с монотонной частотой, через каждые 70-80 метров. Здесь любой обход, даже за сто-двести метров, предпочтительней движения
|